Строка навигации

Увлечение шахматами гроссмейстера скрипки Давида Ойстраха

Вторая «Встреча на Канатной» уже стала историей! Она была посвящена блистательному музыканту Давиду Федоровичу Ойстраху. Не секрет, что шахматы занимали в его жизни далеко не последнее место. Ойстрах имел солидную первую категорию, играл в довоенных чемпионатах ДСО «Искусство». В сеансовых партиях он давал бой именитым гроссмейстерам и мастерам. Его игру хвалили Ласкер и Ботвинник!

Знаменитый композитор и постоянный партнер по шахматным поединкам Сергей Сергеевич Прокофьев как то заметил: «Не будь беззаветного увлечения музыкой, Давид Федорович мог бы стать незаурядным шахматным мастером».

Открыла встречу… скрипка! Подобного дебюта еще не было в стенах нашего клуба. Студентка первого курса Одесской национальной музыкальной академии имени Неждановой Мария Куколевская не раз срывала аплодисменты зала своим исполнением.

После официальных приветствий выступила представитель Миссии Ойстраха и Рихтера – Антонина Васильченко. Она мастерски заменила приболевшего главу Миссии Юрия Борисовича Дикого, участие которого в лекции было заявлено на афише. Зрители увидели небольшой ролик о Давиде Ойстрахе. Затем Антонина рассказала о делах Миссии и ответила на каверзный вопрос ведущего, почему в Одессе до сих пор нет памятника славному скрипачу…

Далее Сергей Ткаченко начал свой долгий фоторассказ о шахматисте Ойстрахе. В это повествование не раз вкрапливалась скрипка, оживляя повествования оратора.

Естественно, не был забыт и шахматный партнер Ойстраха – композитор Прокофьев. О первой встрече Прокофьева и Ойстраха в Одессе в марте 1927 года поведал член Национального Союза композиторов Украины, музыковед и кандидат в мастера спорта по шахматам Сергей Алексеевич Бородавкин. Вот как это было.

Двухдневные гастроли Прокофьева в Одессе закончились грандиозным банкетом. Кроме традиционных яств организаторы гастролей решили попотчевать именитого гостя концертом из его же сочинений. Молодому скрипачу Давиду Ойстраху, окончившему год назад музыкально-драматический институт, поручили исполнить скерцо из «Первого концерта для скрипки». Далее вспоминает сам Давид Федорович:

«Менее всего я мог ожидать, что выступление мое закончится для меня конфузом. Во время моего исполнения лицо Прокофьева делалось все более и более мрачным. Когда же по окончании раздались аплодисменты, он не принял в них участия. Сделав большой шаг к эстраде, он тут же, не обращая внимания на шум и возбуждение публики, попросил пианиста уступить ему место и, обратившись ко мне со словами: "Молодой человек, Вы играете совсем не так, как нужно", начал показывать и объяснять мне характер своей музыки. Скандал был полный...»

А примирили наших героев шахматы! Это случилось в 1936-м, когда Прокофьев после долгих заграничных гастролей окончательно обосновался в Москве. К тому времени и Ойстрах уже лет восемь, как поменял одесскую прописку на московскую. Композитор и скрипач стали постоянными шахматными партнерами.

В 1937 году между ними был организован шахматный матч, ставший событием в культурной жизни Советского Союза предвоенной поры. Переехавший из Ленинграда в Москву шахматный подвижник Яков Рохлин прослышал о постоянных баталиях между Прокофьевым и Ойстрахом. Проанализировав их партии, Рохлин пришел в восторг от умелой игры музыкантов и загорелся идеей организовать между ними матч на самом высшем уровне – со зрителями, сценой, афишей, пригласительными билетами и строгой судейской коллегией!

По регламенту матча артисты должны были сыграть 10 партий, но по ходу борьбы было решено (поджимали гастрольные выступления) ограничиться семью поединками, что, естественно, вызвало недовольство у зрителей. Тем не менее, судья остановил матч после седьмой партии и объявил победителем Давида Ойстраха. Скрипач выиграл у композитора с минимальным перевесом 4:3. Результативной оказалась третья по счету партия матча. В остальных поединках была зафиксирована ничья.

Ведущий вечера рассказал о времени, когда игрался матч. Его рассказ выгодно дополнили фотодокументы тех лет – афиша матча, пригласительные билеты и серия фотографий...

А для шахматных гурманов была разобрана партия Ойстраха из московского довоенного турнира. Директор клуба Игорь Горбунов здорово расставлял акценты по ходу поединка, подключая к «разбору полетов» одесских шахматистов.

Затем настал «этюдный момент» Сергея Ткаченко. Перед зрителями был разыгран этюдный спектакль за авторством известного писателя и шахматного композитора Александра Казанцева. Это произведение было посвящено Давиду Ойстраху. А поводом для составления этюда послужила… кража ордена «Знак Почета» у скрипача во время командного турнира работников искусств. Вот как описывает это событие сам Казанцев:

«Сражавшихся было много, и стулья еле втиснулись. Позади, спиной ко мне, в команде консерватории сидел прославленный скрипач, любивший шахматы не меньше Филидора и Прокофьева…

Позиция на моей доске привлекла многих посторонних зрителей. Стало душно, пиджаки играющих висели на спинках стульев. Я жертвовал фигуры одну за другой...

Вдруг началась страшная суматоха. Я нескромно подумал, что виной этому моя подлинно чигоринская игра, но скоро понял, что я тут ни при чем.

Пока толпа зрителей сгрудилась у моей доски, кто-то умудрился отвинтить с лацкана пиджака знаменитого скрипача орден "Знак Почета". В ту пору ордена носили не только в торжественных случаях. Колодок, заменяющих ордена, тогда еще не знали.

Нет слов, чтобы передать огорчение скрипача. Все сочувствовали ему. Он поспешно ушел заявить о пропаже. Я чувствовал себя неловко, будто был в чем-то виноват».

Увы, украденный орден так и не нашли и вместо него специальным решением правительства (!) Ойстраху выдали новый орден "Знак Почета".

Этюд-посвящение перед вами.

А.Казанцев
«Шахматы в СССР», 1970
Выигрыш
Выигрыш

О каком выигрыше может идти речь, когда марши белых пешек легко пресекаются черным монархом, а неприятельская пешка b5 неудержима. Спастись бы, и то уже хорошо!

1.Kpg4! b4. Времени на взятие пешки нет: 1…Kp:f7 2.Kpf5 b4 3.Kpe4!, и белый король догоняет беглянку.

2.Kpf5! h3! (самое коварное!) 3.g3!! (почему не 3.g4? будет понятно в финале) 3…b3 4.Kpg6 Kpf8 5.h6 b2 6.h7. Не ошиблись ли белые в своем оптимизме? Черная пешка ведь превращается с шахом!

6…b1Ф+ 7.f5 Фb2. Поле превращения белого пехотинца взято под надежный контроль. Пора сдаваться?!

8.h8Ф+! Ф:h8 9.f6!!, и черный ферзь угодил в темницу! Вот где раскрыта тайна загадочного 3.g3!! После 3.g4? ферзь сейчас обретал бы свободу ходом 9…Фh4!, и черные выигрывают.

9…d5! Последний шанс вымолить хотя бы ничью: 10.cd? Ф:f6+! 11.Kp:f6, пат. Но тщетны мольбы. После 10.c6! можно опускать занавес.

На десерт вечера ведущих подготовил воспоминания шахматных гроссмейстеров и мастеров, с которыми дружил Ойстрах – Ботвинника, Тайманова, Котова, Чистякова… Не были забыты и музыканты-шахматисты. Их рассказы дополнили шахматный портрет великого скрипача.

100 минут второй «Встречи на Канатной» пролетели мгновением. Скрипичная мелодия от Марии Куколевской поставила яркую точку в этой встрече!

Впечатлениями делился ведущий встречи
Сергей Ткаченко

Впервые в шахматном клубе зазвучала скрипка! Выступает Мария Куколевская
Впервые в шахматном клубе зазвучала скрипка! Выступает Мария Куколевская
Директор шахматного клуба Игорь Горбунов напутствует зрителей
Директор шахматного клуба Игорь Горбунов напутствует зрителей
Ведущий «Встреч на Канатной» Сергей Ткаченко начинает рассказ за шахматного Ойстраха
Ведущий «Встреч на Канатной» Сергей Ткаченко начинает рассказ за шахматного Ойстраха
Пианистка Антонина Васильченко комментирует видеоролик…
Пианистка Антонина Васильченко комментирует видеоролик…
У операторского столика Анатолий Бородавкин
У операторского столика Анатолий Бородавкин
Взгляд на зрительный зал
Взгляд на зрительный зал
Ведущий вечера представляет музыковеда Сергея Бородавкина
Ведущий вечера представляет музыковеда Сергея Бородавкина
Рассказ о первой встрече Ойстраха и Прокофьева
Рассказ о первой встрече Ойстраха и Прокофьева
Играет шахматист Ойстрах! Комментирует Игорь Горбунов
Играет шахматист Ойстрах! Комментирует Игорь Горбунов