Строка навигации

Советы начинающим игрокам

Установочная памятка для выработки навыков серьезной игры для IV-II разряда

Не торопись! Думай над каждым, будто очевидным ходом. Запиши намеченный ход на бланке, и только после этого делай его на доске. Ответ партнёра запиши немедленно, и лишь потом начинай его обдумывать. Особенно тщательно разыгрывай дебют. Перед тем, как сделать ход проверь:

1.Не ставишь ли свою фигуру, или пешку под удар (не совершаешь ли зевок).

2.Не снимаешь ли защиты со своей фигуры, или пешки, или угрожаемого пункта (поля).

3.Не зевнул ли тебе партнёр предыдущим ходом фигуру, или пешку.

Не начинай атаки, не закончив полностью развития своих фигур и не рокировав. Играя чёрными, создай сначала крепкую обороноспособную позицию, закончи развитие, рокируй, отрази угрозы противника и потом старайся перейти в контратаку.

Практические советы Капабланки( 30-е годы)

1.В дебюте выводите фигуры быстро и рокируйте рано, преимущественно в короткую сторону, рокировка обычно укрепляет положение короля.

2.В эндшпилях, когда ферзи уже разменяны и кроме пешек осталось лишь по одной, или две легкие фигуры, продвигайте своего короля в центр доски. Быстро двигайте также свои пешки.

3.Пешечные эндшпиля , как правило, выигрываются путём проведения пешки в ферзи.

4.Координируйте действия своих фигур. Атаки отдельными фигурами при должной бдительности противника, обычно быстро отражаются.

5.Рекомендуется, особенно в ранней стадии игры, не разрывать свою пешечную цепь.

6.Захватывайте инициативу при всяком удобном случае. Владеть инициативой – это преимущество.

7.В дебюте выводите, по крайней мере, одного из коней прежде, чем развивать слонов.

8.Ставьте свои ладьи на открытые линии.

9.Играйте при всяком случае комбинационно, чтобы развить свое воображение.

10.В дебюте избегайте ходить дважды одной фигурой – это замедляет развитие. Предпочитайте также ходы фигурами ходам пешками.

11.Принимайте всякую жертву пешки, или фигуры, если только вы не видите непосредственной опасности.

Краткая сводка общих принципов связанная с различными стадиями игры.

В серединной стадии игры:

1.Владение центром существенно для успешной атаки на короля.

2.Прямая и энергичная атака на короля успешна тогда, когда в ней участвуют все фигуры. Атака не может быть прервана, так как отступление обычно ведёт к поражению.

3.При прочих равных условиях всякий выигрыш материала, как бы он не был мал, является достижением.

4.Если игра должна решиться в эндшпиле, то следует принимать во внимание его характер при размене фигур.

В окончаниях:

1.Время имеет в эндшпиле исключительно большое значение. Судьба партии часто решается жертвой, дающей возможность провести пешку в ферзи, или тем обстоятельством, что ваша пешка, проходит в ферзи на ход раньше неприятельской.

2.Два слона сильнее двух коней.

3.Слон обычно сильнее коня, однако, не всегда.

4.Ладья и слон обычно сильнее ладьи и коня.

5.Ферзь и конь обычно сильнее ферзя и слона.

6.Когда у противника есть слон, обычно следует ставить свои пешки на поля цвета этого слона.

7.Когда же у вас есть слон, то независимо от того, есть ли слон у противника, пешки следует ставить на поля, противоположные по цвету вашему слону.

Несколько советов общего характера:

1.В правилах сказано, что, прикоснувшись к фигуре надо ею ходить.

2.Не приближайте руку к фигуре, если ещё не решили сделать ход. Размахивать руками над доской – признак шахматной невоспитанности. Кроме того, это отнюдь не помогает думать, а наоборот ведёт к путанице в мыслях.

3.Старайтесь играть быстро, но обдуманно. Не спешите, только лишь потому, что ваш противник играет быстро.

4.Никогда не отказывайтесь от хода только из страха проиграть. Если считаете какой-то ход хорошим, лучше сделайте его, не думая о результате партии. Опыт – лучший учитель.

Помните, чтобы стать шахматистом, нужно проиграть сотни партий.Стремитесь играть в комбинационном стиле, чтобы развить в себе фантазию