Строка навигации

Шахматный словарь

Атака – наступление одной из сторон, по всему фронту (на обоих флангах), или на одном фланге, чаще всего большими силами.

Битое поле – поле, или поля, которые контролируются пешкой или любой фигурой.

Вариант – одно из многочисленных ответвлений в партии.

Вертикаль – прямой ряд полей шахматной доски, идущий по вертикали от игрока к игроку. Обозначается восьмью буквами.

Взятие – снятие неприятельской фигуры или пешки. При взятии своя фигура или пешка ставится на место снятой (взятой) неприятельской.

Взятие на проходе – когда пешка любого цвета с первоначального места идёт сразу на два поля и пересекает битое поле пешки противника, тогда пешка противника имеет право побить её и встать на битое поле (правило действует один ход).

Вилка – одновременное нападение пешки или фигуры минимум на две пешки, или фигуры.

Горизонталь – прямой ряд полей шахматной доки, идущий по горизонтали. Обозначается цифрами от 1 до 8.

Дальнобойная фигура – фигура, которая контролирует поля по всем линиям доски (вертикаль, горизонталь, диагональ). 
Это ферзь и ладья ,и слон только ( по диогонали). Они могут, как побить, так и защищать свои фигуры и пешки на этих линиях на самом дальнем расстоянии (до седьмого поля).

Дебют – первая , начальная стадия шахматной партии.

Диагональ – линия доски идущая наискосок. В отличие от прямых (горизонтальных, вертикальных линий), состоит из полей одного цвета (белые и чёрные диагонали) разной длины от двух до восьми полей.

Жертва – если один из игроков сознательно или специально, а иногда и в силу вынужденных обстоятельств, отдаёт пешку или фигуру, или меняет более ценную фигуру на менее значимую, например, ферзя на ладью, ладью на коня, слона на пешку, то такую шахматную операцию называют жертвой. Причины жертв могут быть разными:
1 Обоснованными, которые заранее рассчитаны на несколько ходов вперед. Они чаще всего приводят к последующей победе, мату.
2 Необоснованными (ошибочными или непродуманными), которые ведут к материальным потерям и поражению.

Заблокированная пешка – это пешка, перед которой стоит фигура, или пешка противника (или своя фигура, или пешка) мешая ей двигаться дальше. Такая пешка считается слабой выключенной из игры.

Задача – искусственно созданная позиция на доске, где мат достигается в заранее обусловленное число ходов.

Защита – умение игрока сдерживать атаку противника, искусно обороняться, делая хорошие защитные ходы, своевременно уничтожая атакующие фигуры и пешки противника.

Защищенная проходная пешка – это такая пешка, которую защищает своя пешка (или любая другая фигура).

Зевок – грубая ошибка, порой ведущая к мату, материальным потерям, или резкому ухудшению позиции.

Изолированная пешка – пешка, не имеющая на смежных вертикалях пешек своего цвета.

Качество – приобретение, или потеря шахматного материала. Проиграть качество – это отдать ладью за слона, или коня, выиграть качество – выиграть ладью за слона, или коня.

Комбинация – серия последовательных ходов, совершаемых с целью улучшения своей позиции, приобретения шахматного материала, постановки мата. Непременный атрибут шахматной комбинации – жертва!

Лёгкие фигуры – общее название для коней и слонов.

Линия – несколько чередующихся чёрно-белых или одинаковых полей на шахматной доске. Существует три вида линий: вертикальная, горизонтальная и диагональная.

Ловушка – манёвр с заранее подготовленной приманкой, замаскированной западней.

Например, пешка, или фигура (вплоть до ферзя), временно пожертвованная за приобретение большого материала, или за постановку мата противнику (например, мат Легаля).

Манёвр – серия ходов подчинённых определённой цели: созданию атаки, выигрыша фигуры, усиления своей позиции и тому подобного.

Мат – безвыходное безнадежное положение для короля (обязательно после шаха).

Означает конец игры.

Спёртый мат – мат, при котором королю загораживают дорогу свои же фигуры.

Материальное преимущество – выигрыш одним из соперников у другого шахматного материала: одной или нескольких фигур или пешек. Не всегда гарантирует победу в партии, но является прекрасным для неё подспорьем.

Мельница – типичная комбинация, в основе которой лежит последовательное чередование шахов и открытых шахов, объявляемых атакующей стороной.

Миттельшпиль – вторая стадия шахматной партии после дебюта. Переводится с немецкого языка, как середина игры. Именно в этой стадии начинаются активные боевые действия с обеих сторон. Мобилизация сил к этому времени завершена.

Нападение – перемещение фигуры или пешки таким образом, чтобы следующим ходом можно было бы взять неприятельскую фигуру или пешку.

Начальная позиция – расположение фигур и пешек, на доске перед началом игры.

Ничья – это такое окончание игры, при котором ни одной из сторон не присуждается победа (у игроков остается по королю, король и легкая фигура против короля, или оба игрока сами соглашаются на ничью, вечный шах, пат и тому подобное)

Нотация – система записи ходов в шахматной партии.

Оборона – когда одна из сторон атакует, а другая ведёт оборону, то есть защищается.

Оппозиция – позиция, возникающая чаще всего в пешечных концах, целью которой является заставить противника отойти в сторону, освободить дорогу. О том, кто владеет этим преимуществом, говорят, что он владеет оппозицией. Существуют следующие виды оппозиции: горизонтальная, вертикальная, диагональная и дальняя.

Открытая линия – вертикаль на шахматной доске свободная как от своих пешек и фигур, так и от пешек и фигур противника.

Ошибка – любой просчёт в игре.

Пат – разновидность ничьи, когда королю некуда ходить, а шаха ему нет, остальные фигуры и пешки (если они есть на доске) также лишены ходов.

Перевес – материальное преимущество или превосходство в развитии, владении пространством, активности фигур на одном из участков или по всей доске.

Поле – одна из 64 клеток на шахматной доске. Всего: 32 белых и 32 чёрных поля. Каждое поле имеет своё присущее ему обозначение а1, е4 и тому подобное.

Поле превращения – любое из восьми полей двух крайних горизонтальных линий (первая и восьмая горизонталь), которого достигла чёрная или белая пешка. Пешка снимается с доски и вместо неё ставится любая фигура своего цвета кроме короля. Чаще всего выгоднее ставить ферзя как наиболее ценную фигуру, но не всегда!

Разбор партии – анализ ошибок и упущенных возможностей каждой из сторон.

Развитие – постепенная перегруппировка фигур и пешек ближе к центру и границе противника для быстрейшей подготовки их к атаке. Существует понятие: фигуры плохо развиты, фигуры хорошо развиты.

Размен – снятие с доски равноценных фигур.

Рокировка – одновременный ход короля и ладьи. Король пододвигается к ладье своего цвета на два поля, а ладья переходит через короля и становится на соседнее поле. Проводится один раз за всю игру с целью укрыть короля в безопасное место и быстрее ввести в игру одну из ладей. Рокировать можно при соблюдении определённых условий.

Связка – такое положение в шахматной позиции, когда одна из фигур из-за нападения на неё фигуры противника лишается подвижности, так как её движение может открыть под удар своего короля (ферзя), а это не разрешается правилами.

Сдаться – прекратить сопротивление ввиду его бесполезности.

Таблица – документ, куда заносятся очки, набранные участниками соревнования.

Тактика – методы, способы игры, применяемые в шахматной встрече. 
Темп с темпом (с шахом промежуточный ход). Выиграл темп, значит, опередил противника в развитии, потерял темп, значит, отстал в развитии фигур и пешек.

Тихий ход – на первый взгляд безвредный, как бы подготовительный ход, без объявления шаха королю или уничтожения пешки или фигуры, но он бывает очень ядовитым. 
«Дотронулся – ходи» гласит одно из правил в шахматах, то есть, взявшись за свою фигуру или пешку, игрок обязан ею ходить. Если дотронулся до фигуры или пешки противника должен её взять, если это возможно. Если надо поправить свою фигуру или пешку, необходимо предварительно предупредить противника или судью и сказать: «Поправляю».

Тяжёлые фигуры – общее название для ладей и ферзя.

Угроза – нападение на один из объектов позиции неприятеля, создание реальной опасности для его положения.

Фианкетирование – выведение слона любого цвета на самые большие диагонали доски поля b2 и b7, g2 и g7.

Фигуры – все единицы шахматного войска, кроме пешек.

Фланг – королевский справа от белого короля и слева от чёрного, ферзевый слева от ферзя белых и справа от ферзя чёрных.

Ход – любое передвижение фигуры или пешки на другое поле с соблюдением всех установленных правил. Ходы делаются по очереди.

Цейтнот – острая нехватка времени на обдумывание ходов. Просрочка времени (при игре с часами) может привести игрока к поражению, даже если позиция в его пользу.

Центр – поля составляющие середину доски: четыре поля – это малый центр; и двенадцать центральных полей, то есть квадрат ограниченный полями с3, с6, f3, f6 – это расширенный центр.

Цугцванг – это такое положение у игрока, когда ему, хочешь, не хочешь, приходится делать невыгодный для себя ход.

Шах – нападение фигуры или пешки на неприятельского короля, после чего он должен уходить, бить неприятельскую фигуру или закрываться своей фигурой или пешкой (двойной шах – 1 вид защиты).

Штурм – решительная шахматная атака.

Эндшпиль – третья заключительная, стадия шахматной партии. В том же смысле употребляется слово окончание.
 
Этюд – искусственно составленная шахматная позиция, где одна из сторон, чаще всего белые добивается выигрыша или делает ничью. Число ходов необходимых для достижения цели заранее не оговаривается.