Строка навигации

Полезные сведенья для начинающих шахматистов

Сила фигуры определяется её подвижностью и дальнобойностью т.е сколько полей обстреливает, на сколько может пойти, как легко и быстро можно перебросить её с фланга на фланг или в лагерь противника: ферзь в центре контролирует – 27 полей, ладья – 14 , слон – 13 ,конь –8 ..,

слон слабее ладьи, так как контролирует поля одного цвета, два слона обстреливают всю доску.

Способы защиты от шаха:

1. Уйти на соседнее не атакованное поле;

2. Взять фигуру или пешку дающую шах;

3. Поставить между фигурой дающей шах и своим королем свою фигуру, то есть сделать заслон ( закрыться) ,чтобы защитить короля  от шаха.

Условия рокировки:

1. все поля между королем и ладьей свободны;

2. король и ладья не делали ходов;

3. король до рокировки и после неё не находиться под шахом;

4. поле, которое переходит король (ладье можно) не под ударом

В литературе часто встречаются понятия стратегия и тактика. Стратегия – это создание во время партии общего плана борьбы. Тактика – это осуществление задуманного плана имеющимися в наличии средствами: продвижением пешек, развитием фигур на выгодные места, разменами, манёврами, комбинациями.

Для начинающего в первую очередь надо учиться комбинировать.

Умение маневрировать, глубоко оценивать позицию постигается годами.

На первых порах начинающему шахматисту необходимо усвоить 3 основных фактора позиционной игры, которые подготавливают возможности проведения комбинации:

1. открытые линии;

2. сильные и слабые поля;

3. особенности расположения пешек.

Открытыми линиями называются вертикали или диагонали, на которых нет пешек, препятствующих движению фигур. Это хорошо и при атаке и при спокойной позиционной игре (симметричная позиция). Средства борьбы: нейтрализация или перекрытие линии, то есть борьба за линию. Наличие слабых и сильных полей на открытых линиях и вообще в позиции так же весьма важно.

Огромное значение в середине и конце партии имеет расположение пешек. Пешка, возле которой нет соседней пешки того же цвета называется изолированной. Пешка, перед которой нет неприятельской пешки, называется проходной. Сдвоенные пешки – пешки одного цвета стоящие на одной вертикали. Пешки, которые не могут быть защищены пешками своего цвета, называются отсталыми.

По Голенищеву. Программа подготовки юных шахматистов IV и III разрядов

Как начинать партию:

1. Прежде всего, должны быть выведены легкие фигуры. Развитие коней осуществляется без затруднений, чтобы вывести слонов лучше всего продвинуть центральные пешки. Своевременная рокировка поможет обезопасить короля и ввести в игру ладьи.

2. Продвигая пешки и развивая фигуры нужно держать под контролем четыре центральных поля. В центре фигуры проявляют наибольшую активность. Особенно это касается коней.

Избегать:

1. Раннего выхода ферзя, так как он может подвергнуться нападению неприятельских лёгких фигур и пешек.

2. Повторных ходов одними и теми же фигурами, если для этого нет прямой необходимости.

3. Бесцельных ходов крайними пешками.

4. Задержки с рокировкой.

Если есть возможность сосредоточить силы против позиции неприятельской рокировки, тем более, если король противника не успел сделать рокировку, напрашивается план атаки на короля.

Несколько практических советов

1. Стараясь координировать действия фигур, не предпринимайте авантюрных вылазок отдельными фигурами.

2. Относитесь внимательно к замыслам противника:

3. В худших положениях они чаще бывают при игре чёрными, поэтому создавайте противнику максимум затруднений.

Использование материального перевеса (у начинающих часто результат бывает незакономерен).
Типичный путь к выигрышу – разумные упрощения, другой путь реже встречающийся – атака короля соперника превосходящими силами.
Тактические мотивы – мощное средство нападения и защиты.

Изучение их важно, так как они часто встречаются в шахматных комбинациях в частности как завершающие удары.

Для использования геометрических мотивов пригодны линейные фигуры: ферзь, ладья и слон.

Несколько слов о связке.

В связке участвуют три фигуры расположенные на одной линии (диагональ, вертикаль, горизонталь): связывающая (ферзь, ладья или слон); связанная фигура (любая кроме короля); фигура, обуславливающая связку (король, ферзь, ладья).

Нападение пешкой на связанную фигуру является очень эффективным!!

Вопрос, как бороться со связкой?

Меньше всего существует возможностей «развязаться», если за связанной фигурой стоит король.

В этом случае применимы методы оттеснения и метод заслона.

Если за связанной фигурой стоит не король, а другая фигура, то появляются дополнительные возможности:

1. отход связанной фигуры с шахом или сильными угрозами;

2. отход фигуры, стоящей за связанной, с шахом или сильными угрозами;

3. установление контакта между связанной и стоящей за ней фигурой.

Открытое нападение осуществляется, если при каком-либо ходе открывается линия действия другой фигуры того же цвета (ферзя, ладьи или слона) и эта вторая фигура угрожает неприятельской фигуре.

Открытое нападение более эффективно, если отходящая фигура совершает взятие, создаёт угрозу взятия, объявляет шах, или угрожает матом.

Открытый шах – частный случай открытого нападения.

Отходящая фигура находится между своим (ферзём, ладьёй или слоном) и неприятельским королём. Перемещение её приводит к открытому шаху.

Открытый шах – грозное тактическое оружие, так как отходящая фигура может совершать взятие нападение и тому подобное, не заботясь о своей безопасности.

Двойной шах – отличие от открытого шаха заключается в том, что отходящая фигура тоже даёт шах королю. Защита только одна – отступление короля.

Наиболее простые комбинации надо просчитывать в уме, в дальнейшем усложняя просчёт вариантов.

Комбинация – это форсированный манёвр, связанный с жертвой и заканчивающийся к выгоде активной стороны, ещё может быть мат, выигрыш материала, ничья в худшей позиции.

Жертва – является основным элементом комбинации, с её помощью осуществляется определенный замысел, называемый идеей комбинации.

Проведение той или иной комбинации обусловлено особенностями позиции (или мотивами)

Виды комнбинаций:

1.Слоновые комбинации:

Слон – это дальнобойная фигура. Он может активно участвовать в игре находясь и в своём лагере. Недостаток – ходы по полям одного цвета. Два слона отлично дополняют друг друга и могут действовать, как на соседних, так и перекрещивающихся диагоналях.

Типичной является жертва слона на h2 (h7) и последующей атакой конём и ферзём.

2.Коневые комбинации: находясь в центре, конь атакует одновременно восемь полей.

Конь уступают ферзю в дальности, но превосходит в неуязвимости.
Нападая на неприятельские фигуры, может быть в ответ атакован только себе подобными.
Типичными коневыми  комбинациями являются: комбинации, использующие стеснённое положение фигур, например спёртый мат, комбинации, сопровождающиеся двойными ударами.


3.Пешечные комбинации: ценность и влияние пешки на ход борьбы могут резко возрасти при приближении к полю превращения.
Большинство пешечных комбинаций связанны с превращением пешки в ферзи, или в другие фигуры.
Кроме того, типичны комбинации, базирующиеся на двойных ударах пешкой «вилки».
Если пешка нападает на коня, стоящего на восьмой горизонтали она часто проходит в ферзи.
Если крайняя пешка нападает на коня, который стоит на полях b7 g7, то при малом количестве фигур появление ферзя весьма вероятно.


4.Тяжелофигурные комбинации.

Характерным особенно тяжелофигурным комбинациям является мощное действие по открытым вертикалям и крайним горизонталям 7, 8 или 1, 2.
Наиболее типичными комбинациями, использующими запёртое положение короля на последней горизонтали (нет форточки или поле выхода контролируется) является вторжение на 7 и 8 матовые ситуации.
Типичные комбинации, основанные на взаимодействии фигур – «мельница» (слон ладья), взаимодействие ладьи и коня, слона и коня, ферзя и коня.